1 Утверждаю: Директор ______________ Какваева А.М. 31.08. 2022 г. Учебный план муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» на 2022-23 учебный год с. Шовкра 2022 г. 2 Пояснительная записка к учебному плану муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» для 2-4 классов, составленному в соответствии с ФГОС НОО на 2022-23 учебный год. Учебный план МКОУ «Шовкринская ООШ» (далее – учебный план) для 2-4 классов разработан на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями. Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.) Учебный план МКОУ «Шовкринская ООШ» для 2-4 классов является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, состав учебных предметов, распределяет учебное, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Учебный план 2-4 классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. В учебном плане отражены основные показатели базисного учебного плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное 3 восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика, окружающий мир, художественный труд). Инвариантная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Предметная область «Русский язык и литература» Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. В целях глубокого изучения предмета , формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в 2,3, классах отводится на изучение учебного предмета «Литературное чтение» Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Изучение родного языка направлено на формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. В ходе изучения литературного чтения на родном языке формируются речевые способности учащегося, культура речи, интерес к родному языку. Данный предмет призван формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Предметная область «Иностранный язык» Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. В школе созданы условия для изучения и преподавания английского языка. Предметная область «Математика и информатика» 4 Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир») Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» В рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе вводится учебный курс «Основы светской этики» – 1 час в неделю по выбору родителей (законных представителей). Предметная область «Искусство» Изучение предмета «Изобразительное искусство» направлено на сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека и на развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Изучение предмета «Музыка» направлено на сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, на умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. Предметная область «Технология» Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Предметная область «Физическая культура» Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Часы, формируемые участниками образовательных отношений, определены: Во 2-3 классах Литературное чтение –по 1 часу. При изучении предмета «Английский язык» возможно деление классов на две подгруппы в тех классах, где наполняемость в классе 20 и более человек. Сетка часов учебного плана представлена в приложении 1. 5 Промежуточная аттестация в 2-4-х классах проводится в сентябре, мае согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Шовкринская ООШ»» в различных формах, соответствующих специфике учебного курса. Продолжительность учебного года во 2-4 классах не менее 34 учебных недель. Режим работы 6-дневная неделя. Продолжительность уроков – 45 минут. Обязательная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую норму. Число часов на вариативную и обязательную части учебного плана школы определены для 6-ти дневной учебной недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.. Учебный план МКОУ «Шовкринская ООШ» для учащихся 2-4 классов, реализующих ФГОС НОО на 2022-2023 учебный год Предметная область Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы Число часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Обязательная часть Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Родной язык 2 2 Литературное чтение 1 1 на родном языке Иностранный язык 2 2 Математика 4 4 Окружающий мир 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 Изобразительное 1 1 искусство Технология Технология 1 1 Физическая культура Физическая культура 3 3 Итого 25 25 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и Литературное чтение 1 1 литературное чтение 6 Итого Максимально допустимая недельная нагрузка - 1 1 26 26 Формы промежуточной аттестации обучающихся 2-4 классов Промежуточная аттестация во 2-4 классах осуществляется за учебный год по всем предметам учебного плана как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом итоговой контрольной работы по предметам, которая проводится в период с 12. 04. 2021 г. по 27. 05. 2021 г. предмет/класс Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 2 3 4 Диктант с грамматическим заданием Проверка техники чтения - - Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету Письменная контрольная работа Контрольная работа в форме теста - - Творческий проект Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету Изобразительное искусство Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету Технология Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету Физическая культура Аттестация по среднему баллу четвертных (полугодовых) отметок по предмету и результаты по нормативам физического развития Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «Шовкринская ООШ» для 6-9 классов составленных в соответствии с ФГОС ООО на 2022-2023 учебный год 7 Учебный план МКОУ «Шовкринская ООШ» (далее – учебный план) для 6-9 классов разработан на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями. Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологические правила и нормативные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями. Учебный план фиксирует общий объём нагрузки учащихся, максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план для 6-9 классов ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Продолжительность уроков – 45 мин. Режим работы шестидневная учебная неделя. Учебный план для 6-9 классов, и в целом, основная образовательная программа основного общего образования, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Она предусматривает следующие обязательные предметные области: русский язык и литература, родной язык и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественнонаучные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России, естественнонаучные предметы, искусство, технология, физическая культура и ОБЖ. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива. Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, использовано на: 1. увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части; 2. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе национальные, региональные и этнокультурные. Учебный план построен на требованиях принципов дифференциации, вариативности, преемственности, индивидуализации обучения, учета возрастных возможностей учащихся и кадрового потенциала образовательного учреждения, является инструментом в управлении качеством образования. Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей. Содержание образования на втором уровне является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего 8 образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Предметная область «Русский язык и литература». На изучение русского языка выделяется в 6 классе - 6 часов, в 7 классе-4 часа, в 8-9 классе 3 часа в неделю. На изучение литературы отводится 3 часа в неделю в 5-6 и 9 классах, в 7 и 8 классах по 2 часа. Предметная область «Родной язык и родная литература» На изучение родного языка выделяется по 2 часа в 6-7,9 классах и 1 час в 8 классе. На изучение родной литературы выделяется по 1 часу в 6, 8классе и 2 часа в 7,9 классе. С целью привития любви к изучению родного языка 1 час в неделю ( 34 часа в год) части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в 7 классе отводится на изучение учебного предмета «Родная литература» на лакском языке и 1час на изучение учебного предмета «Родной язык » в 9классе. Предметная область «Иностранный язык». На изучение предмета «Иностранный язык» в учебном плане выделено количество часов – 3 часа в неделю в 6-8 классах и 4 часа в 9 класе. В целях углубленного изучения иност. языка (англ.) 1 час в неделю(34 часа в год)части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в 9 классе отводится на изучение учебного предмета «Иностранный язык -англ.». В школе созданы условия для изучения и преподавания английского языка. При изучении предмета «Иностранный язык» осуществляется деление на две подгруппы в тех классах, где наполняемость в классе 20 и более человек. Предметная область «Математика и информатика» Область включает в себя изучение предмета «Математика» в объёме 5 часов в неделю в 6 классе. Для более продуктивного изучения предмета «Математика» с 7 класса по 9 класс изучаются, как самостоятельные предметы, «Алгебра» (3 часа в неделю в 7-9 классах) и «Геометрия» (2 часа в неделю). Предмет «Информатика», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается с 7 по 9 классы как самостоятельный предмет. Предметная область «Общественно-научные предметы» В образовательную область входят: история России, всеобщая история, обществознание, география. Преподавание осуществляется по государственным программам и базовым учебникам. На изучение предмета «История России. Всеобщая история» отводится 2 часа в неделю в 6-9 классах. В целях углубленного изучения уч-ся истории России 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в 8 классе отводится на изучение учебного предмета «История России. Всеобщая история». Обществознание изучается в объеме 1 часа в 6-9 классах. Предметная область «Естественнонаучные предметы» На изучение предмета «География» отводится по 1 часу в неделю в 6 классе и по 2 часа в неделю в 7-9классах. 9 На изучение учебного предмета «Физика» в 7-8 классах отводится 2 часа в неделю, в 9 класса по 3 часа в неделю. На изучение предмета «Биология» отводится в 6-7 классах по 1 часу в неделю, в 8-9 классах по 2 часа в неделю. В целях углубленного изучения уч-ся биологии 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в 6 классе отводится на изучение учебного предмета биология. На изучение учебного предмета «Химия» с 8-9 класса отводится 2 часа в неделю. Также в 7-8 классе введен 1 час химии из части учебного плана,формируемой участниками образовательных отношений. Предметная область «Искусство» В образовательную область «Искусство» входят предметы: «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализуются одночасовые курсы «Музыка» в 6-8 классах и «Изобразительное искусство» в 6-8 классах. Предметная область «Технология» Учебный предмет «Технология» реализуется по 2 часа в неделю в 5-7 классах и по 1 часу в 8 классе. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Курс «Физическая культура» ведётся как обязательный самостоятельный курс с объёмом учебной нагрузки 3 часа в неделю в 6-9 классах. Предмет «ОБЖ» реализуется через одночасовые курсы в 8-9 классах. Сетка часов учебного плана представлена в приложении. Промежуточная аттестация в 6-9-х классах проводится в сентябре, декабре, мае согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Шовкринская ООШ» в различных формах, соответствующих специфике учебного курса. Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении . Обязательная нагрузка учащихся 6-9 классов не превышает предельно допустимую норму. Число часов на вариативную и инвариантную части учебного плана определены для 6-ти дневной учебной недели. Учебный план МКОУ «Шовкринская ООШ» для учащихся 6-9 классов, реализующих ФГОС ООО на 2022-2023 учебный год Предметные области Русский язык и литература Родной язык и Учебные предметы 5 класс Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык 10 Число часов в неделю 6 7 8 класс класс класс 6 3 2 4 2 2 3 2 1 9 кла сс 3 3 1 литература Иностранные языки Родная литература Иностранный язык Второй иност. язык Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовноОсновы нравственной духов.нравственной культуры народов культуры народов России России ОбщественноИстория России. научные Всеобщая история Обществознание География ЕстественноФизика научные предметы Биология Химия Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая и ОБЖ культура ОБЖ 1 3 1 2 2 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 3 2 2 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 3 2 3 1 3 3 1 1 Итого 32 33 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Родной язык и Родной язык литература Родная литература 1 Иност.язык (англ.) ЕстественноБиология 1 научные предметы Химия 1 1 Физика 34 Общественнонаучные предметы История России. Всеобщая история 1 3 5 1 Формы промежуточной аттестации для учащихся 6-9 классов МКОУ «Шовкринская ООШ» на 2022-2023 учебный год 11 1 1 (6-9 классы) Форма промежуточной аттестации Учебный предмет Русский язык Литература Диктант с грамматическим заданием Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Иностранный язык Математика Алгебра Письменная контрольная работа Письменная контрольная работа Геометрия Письменная контрольная работа Информатика Аттестация по среднему баллу отметок по предмету История России Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Всеобщая история Обществознание Аттестация по среднему баллу отметок по предмету География Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Биология Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Физика Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Химия Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Основы нравственной народов России Музыка духовнокультуры Творческий проект Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Изобразительное искусство Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Технология Аттестация по среднему баллу отметок по предмету Основы безопасности Аттестация по среднему баллу отметок по предмету жизнедеятельности Физическая культура Аттестация по среднему баллу отметок по предмету и результаты по нормативам физического развития Проектная деятельность Презентация проекта Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы (академическая задолженность) предполагает условный перевод обучающегося в следующий класс. Обучающийся, имеющий академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки определяемые школой в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Успешное прохождение промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий 12 класс обучающихся 5-8 классов и допуска обучающихся 9 классов до государственной итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится во время учебных занятий в рамках учебного расписания, не ранее 2-го урока, продолжительность не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока. Промежуточная аттестация в 5-8 классах осуществляется за год по всем предметам учебного плана как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом итоговой контрольной работы по предметам, которая проводится в период с 12. 04. 2022 г. по 27. 05. 2022 г. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета школы. 13