Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шовкринская основная общеобразовательная школа» имени Г.А.Гаджиева. МР «Лакский район» 368360, Республика Дагестан, Лакский район с.Шовкра http://shovk.dagestanschool.ru E-mail: showkra_oosh@mail.ru СОГЛАСОВАНА МКУ «Управление образования» Администрации МР «Лакский район» Начальник УО __________Гамзаев Я.М. «____» _______________ 2020 года УТВЕРЖДЕНА Решением педагогического совета МКОУ «Шовкринская ООШ» № _1___ от «_31__» _августа_ 2020 года. Приказ директора МКОУ «Шовкринская ООШ» № ___ от «____» _______________ 2020 года Директор ____________ А.М.Какваева Программа развития Муниципального казенного образовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» имени Г.А.Гаджиева на 2020-2025г.г. 2020г. I. II. Содержание Пояснительная записка……………………………… Паспорт Программы развития школы…………… Информация об учреждении..………… II. SWOT-анализ потенциала развития школы …… Концепция развития школы………………… Модель школы – 2025……………… Модель педагога школы – 2025--------------Модель выпускника школы- 2025……… Миссия школы ………… IV. Основные направления реализации программы развития школы. …. 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии.……... 4.2. Повышение качества образования ………… 4.3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе…………………… 4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся….. 4.5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения……………… 4.6. Развитие информационной среды школы… 4.7. Инклюзивное образование в школе…………………… 4. 8. Развитие системы государственно-общественного управления-V. Система мер по минимизации рисков реализации Программы……. VI. Ожидаемые результаты реализации Программы развития VII. Механизм управления реализацией Программы развития…… VIII. Оценка эффективности реализации Программы развития--- Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» на 2020 – 2025 года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2020 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы. В программе отражены тенденции развития школы, охарактери зованные главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социальноэкономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Наименование Программы Цель Программы Задачи Программы Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шовкринская основная общеобразовательная школа» Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума 1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. 2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности. 7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. Сроки реализации Программы Нормативноправовые основания для разработки Программы развития 2020 – 2025 гг. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Конвенция о правах ребенка; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства Российской Этапы реализации Программы Федерации от 15.05.2013 № 792-р об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013-2020 годы; - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., №413); -Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р); - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.; -Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»; - Устав МКОУ «Шовкринская ООШ». Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитико-проектировочный: - Проблемно-ориентированный анализ результатов Перечень направлений Перечень подпрограмм Ожидаемые результаты реализации предыдущей Программы развития (2015 - 2020 гг.); Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2020 - 2025 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2021 - 2025 учебные годы) – реализующий: - Реализация мероприятий плана действий Программы; - Реализация ФГОС ООО. - Реализация образовательных и воспитательных проектов. -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2025) – аналитикообобщающий: - Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. 1. ФГОС: образовательный стандарт в действии. 2. Повышение качества образования. 3. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 4. Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся. 5. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения. 6. Развитие информационной среды школы. 7. Инклюзивное образование в школе. 8. Развитие системы государственно-общественного управления. 1. «Одаренные дети». 2.«Усовершенствование материальной базы» - инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273 реализации Программы «Об образовании РФ», СанПиНов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса; - оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС; - доступность 80 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам; - 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям; - не менее 85 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям; - не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.); - 50% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ; - переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех ступенях обучения, ФГОС с ОВЗ; 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9; 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью; - 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом; -успешная реализация инклюзивного образования в школе; 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность; - в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития); - 0% заполнение электронных журналов учителямипредметниками и электронных дневников классными руководителями; - не менее 100 % родителей (законных Исполнители Учредитель Порядок управления реализацией Программы представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). -Процент обеспеченности учебного плана рабочими учебными программами, соответствующими новому образовательному стандарту 100% - Процент охвата будущих первоклассников предшкольным образованием 80% . Коллектив МКОУ «Шовкринская ООШ», Совет школы, родители, учащиеся, общественные организации. Администрация муниципального района «Лакский район» Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы; Советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. Источники Бюджетное и внебюджетное финансирование. финансирования I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шовкринская основная общеобразовательная школа» основана в 1912 году. Школа находится в центре села Шовкра Лакского района, в 3 км от районного центра с. Кумух и в 170 км от столицы РД Махачкалы. Всего школе 9 классов-комплектов. Все классы общеобразовательные. Классы располагаются в типовых помещениях, наполняемость составляет около 8 учеников. Школа укомплектована педагогическими кадрами. Преподавание ведется по всем предметам Из 15 педагогов школы имеют: - звание «Заслуженный учитель РД»- 1; - звание «Почетный работник общего образования РФ»-2 - звание «Отличник народного просвещения», - 1 чел.; - грамоту Министерства образования и науки РФ – 2 чел.; - высшую квалификационную категорию – 6 чел.; - первую квалификационную категорию – 2 чел. - высшее образование - 15 чел., Из 15 педагогов – 2 мужчин и 13 женщин. Средний возраст педагогов – 45 лет. С 2011 года обучение в начальной школе ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. С 2015 года началось поэтапное введение ФГОС основного общего образования. В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действует методические объединения; 85% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года. На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество знаний в целом по школе составляет 45-50% и более. Выпускники успешно проходят государственную итоговую аттестацию в 9-м классе. Ученики показывают глубокие, прочные знания. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются предметные олимпиады. Учащиеся школы показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах. Ежегодно на базе школы работает детский лагерь с дневным пребыванием детей. Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В школе имеется компьютерный кабинет. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей начальных классов на 100%. Столовая рассчитана на 20 мест. Есть детская и спортивная площадки. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы. II. SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы). Оценка внутреннего потенциала школы Сильная сторона Слабая сторона Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения Благоприятны е возможности Риски Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» • На данный • • Привлечение • Нет момент в школе Насыщенность родителей к существенной все урочной и участию в профессиональной общеобразовател внеурочной общешкольных поддержки при ьные классы деятельности, мероприятиях; освоении ФГОС со начальной школы обучаются по ФГОС НОО. • Созданы условия для выполнения ФГОС НОО; • учащиеся 5-9 классов обучаются по ФГОС ООО. потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированн ым здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; • При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественност и, частично проявляется сниженная активность и заинтересованн ость в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; • У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, •Консервативн ый подход некоторых педагогов по отношению к изменению • Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; • Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования. стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок; •отсутствие единого подхода к критериальной базе по оценке достижений учащихся на уровне региона. системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО; • Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. Реализация направления «Повышение качества образования» • В школе • Не все • Внедрение •отсутствие создана и педагоги инновационных контроля со реализуется школы готовы технологий стороны система морально к развивающего родителей; подготовки изменению обучения. •низкий учащихся к подходов к социальный независимой обучению уровень некоторых оценке качества • Нежелание семей. образования; педагогов • Создана изменять система формы работы, поощрения подходы к педагогов за учащимся; качественную •Нехватка подготовку опыта у учащихся к ГИА; молодых • Готовность специалистов; некоторых •Преемственно педагогов к сть при изменениям; переходе в 5 • Возможность класс слабая. самообразования и повышения квалификации в очной, дистанционной и заочной формах. Реализация направления «Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе» • Коллектив • Нежелание • Педагогический • Недостаточное профессиональн ый и творческий. участия в различных конкурсах профессиональ ного мастерства; •Не все педагоги хорошо изучили профстандарт. состав регулярно стимулирование посещает курсы молодых повышения педагогов, квалификации, недостаточная происходит обмен социальная опытом на ММО; поддержка; •Возможность •Недостаток посещать практического муниципальные опыта. мероприятия методической направленности; • Развитие имиджа школы как общеобразователь ного учреждения, обеспечивающего качественное гармоничное образование. Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся» • Наличие • • • Риск потери опытного и Недостаточная Заинтересованност кадров; обученного материальноь различных • Изменение кадрового техническая социальных концепций по потенциала; оснащенность институтов патриотическому • базы; (военный воспитанию. Заинтересованно • Низкий комиссариат, сть уровень МВД, местной педагогических патриотическог власти в работников и о сознания патриотическом учащихся в школьников в воспитании) патриотическом современное воспитании; время; • Отражение гражданскоправового сознания в уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, работа в школьном музее, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района) Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» • Расписание, • Нет • Привлечение • Перегрузка урочная и дополнительны социальных учащихся внеурочная х помещений и партнеров, урочной и деятельность, ресурсов для спонсоров для внеурочной кабинеты, организованны организации деятельностью; оборудование х спортивных учащимся • Нездоровый и соответствуют занятий (нет полноценного малоконтролируе СанПиНам; площадка по физического мый образ • Углубленный отработке спортивного жизни семей. медосмотр, ПДД); развития. контроль и • отслеживание Недостаточное медицинских финансировани показателей е организации учащихся; физкультурно• спортивных Витаминизирова занятий. нное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой; • Просветительска я работа педагогов, кл. руководителей на темы здоровьесбереже ния, учителей физ. культуры и ОБЖ; • Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); • Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы; •Использование здоровьесберега ющих технологий во время уроков. Реализация направления «Развитие информационной среды школы» •Материально•Несвоевремен Низкая скорость •Отсутствие техническая база ное пополнение интернета. финансирование учреждения сайта школы; для привлечения укомплектована, •Нежелание дополнительных пополняется педагогов специалистов с новым использовать информационной оборудованием; ИКТ в своей средой. • Есть деятельности; компьютерный класс, проектор, ноутбуки; •Создана частичная локальная сеть; • Создан сайт школы. Реализация направления «Инклюзивное образование» •Частично •Нехватка •Посещение созданы условия профессиональ курсов безбарьерной ных знаний у повышения среды для педагогов; квалификации по обучения детей, •Моральная данному имеющих особые неготовность направлению; образовательные педагогов к •Участие в потребности; принятию вебинарах, •Некоторые детей с ОВЗ. семинарах по специалисты инклюзивному обучены по образованию. данному направлению. Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» Наличие в школе • Редко • • Нежелание профессионально й команды педагогов; обновляется Перераспределен должным образом коллектив ие обязанностей работать с молодыми членов классными специалистами; коллектива; коллективами • Педагоги • Некоторые • Возможность приводит к пользуют классные дистанционного распаду как предметные обучения для педагогического, сайты, Интернет- руководители не в полной обогащения так и учебного ресурс для мере опыта и коллектива в обогащения используют обновления общем; опыта, знаний. • Нет Функционирован ресурс взаимодействия с ие Совета школы, родительской общественност внебюджетными общешкольного и при решении организациями, родительского проблем коммерческими комитета, организации предприятиями органов образовательно для активации ученического возможностей и самоуправления. го процесса; Формализм в поиска новых работе Совета ресурсов. школы, некоторых родительских комитетов. Реализация подпрограммы «Одаренные дети» • Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальны х играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. • Выстроена система работы с одаренными талантливыми детьми; • Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальны х играх, проектах; • Существует сопровождение и подготовка учащихся со • Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика; • Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение к участию в олимпиадах, конференциях и т.д.); стороны педагогов; Достижения в физкультурноспортивной деятельности учащихся, результативность в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». стороны педагогов; Достижения в физкультурноспортивной деятельности учащихся, результативность в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». •Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» •Создана •Недостаточное • Привлечение • Недостаточное достаточная финансировани социальных внебюджетное материальное для внедрения партнеров к финансирование. техническая база всех решению вопросов для обеспечения необходимых развития школы; достижения требований • Финансовая высокого ФГОС ООО. поддержка школы качества за счет включения образования. в различные адресные программы. SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2020 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса. Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения. III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Основная стратегическая цель Программы развития МКОУ «Шовкринская ООШ» совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума. Для достижения стратегические задачи: указанной цели должны быть следующие 1.Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся, запросов семьи и общества. 2. Обеспечить поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога в школе. 3. Привлечение молодых специалистов. 4. Совершенствование методов и технологий реализации образовательного процесса для успешной социализации детей, формирования различных компетенций. 5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей. 6. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности. 7. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 8.Создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса. 9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы. 10.Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы. 11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников. МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2025 Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами: 1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации; 2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования; 3) в школе существует и действует воспитательная система культурнонравственной ориентации, адекватная потребностям времени; 4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды; 5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив; 6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения; 7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой; 8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов; 9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования; 10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025 Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога: 1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога; 2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности; 3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов; 4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса; 5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности; 6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта; 7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков; 8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога; 9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции; 10) сформированность теоретических представлений о системнопедагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности; 11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2025 года Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника. Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности. Выпускник должен обладать следующими чертами: 1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире; прочные знания по основным школьным предметам обучения; способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе; владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей; готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественнополитические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках; вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране практическую пользу; умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира; уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой; наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни; готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования; способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейнобытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры. МИССИЯ ШКОЛЫ Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Цели, задачи, идеи и принципы развития МКОУ «Шовкринская ШООШ», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса. 4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии С 1 сентября 2011 года МКОУ «Шовкринская ШООШ» осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу. В каждом классе начальной школы выделено до 2 часов в неделю на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед и т.д. С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования. Администрация МКОУ «Шовкринская ШООШ» и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе. Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Задачи: Создать комплекс организационнометодических и психологопедагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОУ на освоение ФГОС общего образования второго поколения. Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС. Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. № Мероприятия 1 Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО 2 Приведение основной общеобразовательной программы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО 3 Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ педагогами ОУ 4 Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО и ООО (ВПР) 5 Развитие системы независимой оценки качества образования 6 Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса 7 Введение в педагогическую практику портфолио обучающихся 5-9 классов 8 Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС 9 Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС ООО согласно Сроки Ответственные До августа Директор ОУ 2020 г До августа Директор ОУ 2020 г Постоянно Зам. директора по УВР По графику Зам. директора Минобр РФ по УВР В течение Зам. директора всего периода по УВР К 2025 г Зам. директора по УВР В течение Классные всего периода руководители Начало 2020- Директор 21 учебного школы года Начало 2020- Библиотекарь, 21 учебного зам директора 10 11 14 15 16 17 федеральному перечню Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС через средства массовой информации, сайт школы Реализация проектноисследовательской деятельности учащихся Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений района Подготовка и проведение совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ Анализ внедрения ФГОС ООО года по УВР В течение Директор, всего периода директора УВР зам. по Ежегодно Зам. директора по УВР К 2020 г Директор школы Ежегодно Зам. директора по УВР 1-2 раза в год Директор, директора УВР Конец 2025 г Администрация школы зам. по 4.2. Повышение качества образования В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение учащимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности. Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания Задачи: 1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения качественного образования доступного 2. Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ. 3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся 4. Разнообразить формы внеурочной деятельности № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Мероприятия Создание плана подготовки к ГИА Сроки Ежегодно сентябрь Прохождение курсов повышения По квалификации педагогами школы отдельному графику Мониторинг уровня подготовки Ежегодно май выпускников 4х, 9х. классов -июнь Мониторинг качества обученности Каждое учащихся по результатам полугодие полугодовых и годовых контрольных работ Мониторинг образовательных Ежегодно достижений учащихся 4-х классов Апрель начальной школы по ФГОС Май Мониторинг выполнения учебных Ежегодно программ по предметам конец четверти, года Проверка состояния преподавания В течение предметов учебного плана года Анализ внеурочной деятельности Ежегодно конец четверти Мониторинг результативности Ноябрь, учебного процесса по итогам 1, 2, январь, 3, 4 четверти и учебному году апрель, июнь Мониторинг исследования Сентябрь адаптационного периода Май обучающихся 1-х классов Обеспечение проведения По графику независимой оценки качества Министерства образования Ответственные Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР Ответственный за внеклассную работу Зам директора по УВР Зам директора по УВР Зам директора по УВР 4.3 Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г № 1115н профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1 января 2017 года. На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода по новый профессиональный стандарт педагога: реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между квалификацией педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности; отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов. Цель: Приведение компетенций педагогов школы в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог». Задачи: Проанализировать профессиональный стандарт «Педагог» Провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты. Скорректировать план профессионального развития педагогов Обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в МКОУ «Шовкринская ШООШ». o № Мероприятия Проведение семинаров, совещаний, педсоветов по внедрению профстандарта Проведение мониторинга по выявлению дефицитов в компетенциях педагогов Разработка плана внедрения стандарта Анализ проблем педагогов с целью определения возможностей решения их за счет внутренних ресурсов Анализ проблем педагогов с целью Сроки Ежегодно Ответственные Директор школы В течение 2020-2021 гг Зам. директора по УВР 1 полугодие 2020-2021 г В течение 2020-2025 гг Директор школы Зам. директора по УВР В течение Зам. директора 13 определения возможностей решения их за счет внешних ресурсов Корректировка планов методической работы школы и планов самообразования педагогов Корректировка планов профессионального развития педагогов Посещение открытых мероприятий по внедрению профстандарта на разных уровнях Деятельность педагогов в рамках планов самообразований Подробный анализ профстандарта на всех уровнях: МО, педсовет Создание оценочного листа педагога с целью мониторинга компетенций 2020-2025 гг по УВР Ежегодно Зам. директора по УВР Ежегодно Зам. директора по УВР Ежегодно Директор школы В течение года 2021 г Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Сентябрь 2021 г 4.4. Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программы воспитательной работы школы. В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. Задачи воспитания и социализации гражданскопатриотического направления - сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и РД- познакомиться с героическими страницами истории России, Республики Дагестан, Лакского района, Шовкринской школы; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, области, района, села; - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскоюношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и Виды Формы занятий и мероприятия деятельности с учащимися Урочная Внеклассная Внеурочная Мини-проекты по истории и обществознанию. Викторины на уроке истории. Тематические уроки истории к памятным датам и событиям российской истории и культуры. Тематические уроки литературы и русского языка. Тематические уроки музыки. Участие в проведении уроков представителей местных органов власти и правопорядка. Участие во встречах с ветеранами и военнослужащими. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Составление родословных семьи. Классные часы «Уроки мужества». Публичные презентации о славных людях района, области, России, мира. Мероприятия, приуроченные к государственным и национальным праздникам РФ: Дню народного единства, Дню воссоединения Крыма с Россией, Дню Победы. Всероссийский Урок Мира. Встречи и беседы с представителями общественных Внешкольная организаций. Экскурсия в районный историко-краеведческий музей . Шефство над памятником воинам Великой Отечественной войны. По данному направлению учащимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностносмысловой, деятельностный. Ценностные установки Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Планируемые результаты воспитательной деятельности 1. Когнитивный компонент: - учащиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии села, района, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Республики Дагестан, Лакского района, с. Шовкра основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, района, села, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у учащихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно: Аналитический этап (2020 -2021 гг.). 1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся; 2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов; 3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию. Этап реализации модели гражданскоправового воспитания и образования в школе (2020-2025 гг.). 1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе; 2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся; Рефлексивно-оценочный этап (2023 2024 гг). 1. Анализ итогов работы по данному направлению 2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе 3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности 4.5 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов: - внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы; - совершенствование организации питания детей в ОУ; - организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности; - разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи: 1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии. 2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся. 3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью. 4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников. № 1 2 3 4 5 6 Мероприятия Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. Создание системы информирован-ности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. Осуществление контроля выполнения санитарногигиенического режима школы. Организация и проведение Дня Здоровья («Школы безопасности») Повышение квалификации Сроки Ответственные реализации 2020-2021 гг Классные руководители, школьная медсестра 2020-2021 гг Медсестра, классные руководители 2020-2025 гг Учитель физической культуры 2020-2025 гг Директор школы, 2020-2025 гг Учитель физической культуры 2020-2025 гг Ответственный за 7 8 9 10 11 педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни Создание системы информирован-ности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы Работа педагогического коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). Организация полноценного питания в школьной столовой. Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» воспитательную работу 2020-2025 гг Ответственный за воспитательную работу 2020-2025 гг Ответственный за воспитательную работу 2020-2025 гг Администрация, классные руководители 2020-2025 гг Директор 2020-2025 гг Учитель физической культуры Ежегодно в МКОУ «Шовкринская ШООШ» проводится мониторинг по следующим направлениям: - физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность); - психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка); - социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности). При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни. Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты. Ожидаемые результаты: 1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся; 2. Рост личностных и спортивных достижений. 3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей; 4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса. 4.6. Развитие информационной среды школы Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организована внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении. Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе. Цели: 1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы. 2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы. Задачи: 1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации. 2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений. 3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. 4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы. 5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. № Мероприятия 1 Разработка концепции информационного обеспечения образова-тельного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и Ответственный Сроки Ожидаемый исполнитель реализаци результат и Директор, зам. 2020-2021 Концепция директора по гг информационного УВР обеспечения образовательного процесса 2 развития школы Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы Зам. директора 2020-2021 Владение ПК по УВР, гг педагогами и учитель учащимися в информатики соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума Директор, зам. 2021-2024 Создание директора. гг компьютерной базы 3 Ведение школьного делопроизводства в электронном виде 4 Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации (в том числе школьный сайт) Директор, зам. директора по ВР, учитель информатики В течение года 6 Внедрение электронных журналов и дневников Администраци я, педагоги 2022-23г 7 Расширение информированнос ти участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование Переход на электронные журналы работа в АИС «Образование» Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства Обновление Директор, В течение программного и учитель года технического информатики обеспечения компьютерного класса Ожидаемые результаты: 1.Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы. 2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества. 3.Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов. 4.Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование. 5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности. .4.7. Инклюзивное образование в школе Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество. Цель работы по данному направлению в школе: реализация инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи: *Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности. *Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями. *Разработка нормативно-правовой базы по проблеме. *Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическоконсультивного, социально-трудового направлений деятельности. *Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме. *Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования. Подзадачи: В работе с семьей: *Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; *Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности. *Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации. *Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В работе с педагогами: *Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования. *Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности. *Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме. Ожидаемые результаты: Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении. Индикаторы результативности: *Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы) *Результаты диагностики: *развития детей, *уровня детско-родительских отношений, *личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности) *Востребованность родителями психолого-педагогических (журналы посещаемости, книги отзывов). мероприятий *Повышение рейтинга учреждения. Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности. Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения. № Мероприятия 1 Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) 2 Повышение квалификации педагогических и управленче-ских кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ 3 Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ 4 Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 5 Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности 6 Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем 7 Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты Сроки Ответственные 2020-2025 Администрация гг 2020-2025 Зам директора гг по УВР 2020-2025 Зам директора г.г по УВР 2020-2025 Директор г.г 2020-2025 Зам директора гг по УВР 2020-2025 Зам директора гг по УВР 2020-2025 Директор гг психологической разгрузки) 8 Модернизация образовательного 2020-2025 Администрация пространства в рамках реализации гг программы «Доступная среда» 9 Развитие и оптимизация условий и 2020-2025 Администрация форм деятельности, способствующих гг оздоровлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 10 Создание условий для внедрения 2020-2025 Администрация современных инновационных гг технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 11 Обеспечение школьников с ОВЗ 2020-2025 Директор горячим питанием и проведение гг мониторинга организации школьного питания Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса. Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии Критерии Реализация индивидуального подхода к детям Показатели Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики Обеспечение условий Организация развивающей для самостоятельной среды, наличие в режиме активности ребенка дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого Активное включение в образовательный процесс всех его Командные формы выработки и принятия организационных решений: Индикаторы Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. Функционирование в школе разнообразных командных форм участников междисциплинарн ы е команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Междисциплинарный Междисциплинарное подход проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП Вариативность в организации процессов обучения и воспитания Партнерское взаимодействие семьей Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда Организация партнерских с форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам Динамическое Выстраивание развитие образовательного процесса образовательной в соответствии с модели потребностями детского инклюзивного контингента, изменение пространства школы образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей работы Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметноразвивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. 4.8. Развитие системы государственно-общественного управления Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственнообщественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Цель: развитие образования как открытой государственнообщественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса. Основные задачи: *Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании. *Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления. *Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг. *Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением. Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования. № п/п 1 2 3 Мероприятия Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений Внесение корректив в планы работы школы Совета школы, Совета обучающихся Разработка подпрограмм работы Сроки Ответственные 2020-2025 гг Директор 2020-2025 гг Администрация 2020-2025 Администрация 4 5 6 9 10 11 12 13 согласно Программе развития школы Проведение обучающих семинаров с членами Совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативноправовым документам) Проведение заседаний Совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного учреждения Привлечение органов государственнообщественного управления к решению вопросов по материальнотехническому оснащению образовательного процесса Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. Обобщение работы органов ГОУ гг 2020-2025 гг Администрация 2020-2025 гг Директор, председатель Совета школы 2020-2025 гг Директор, председатель Совета школы 2020-2025 гг Администрация 2020-2025 гг Директор 2020-2025 гг Директор 2020-2025 гг Администрация 2020-2025 гг Директор Критерии оценки работы школы по данному направлению: *Система общественного наблюдения (контроля) за проведением лицензирования и аттестации учебного заведения, процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий. *Участие Совета школы в оценке качества образования. *Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы; *Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки. Ожидаемые результаты: *Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы; *Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности. *Создание положительного имиджа школы среди общественности. *Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2024 года. V. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно Регулярный анализ нормативно— правовой документации на предмет правовых документов, ее актуальности, полноты, предусмотренных на момент соответствия решаемым задачам. разработки и начало внедрения Систематическая работа Программы. руководства с педагогическим Неоднозначность толкования коллективом, родительской отдельных нормативно-правовых общественностью по разъяснению документов, регламентирующих конкретных нормативно- правовых деятельность и ответственность актов, регламентирующих субъектов образовательного деятельность в школе и содержание процесса школе в целом образовательного процесса в целом Финансово-экономические риски - Нестабильность и недостаточность Своевременное планирование бюджетного и внебюджетного бюджета школы по реализации финансирования программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) Недостаточность - Систематическая работа по профессиональной обновлению инициативы и компетентности у внутриучрежденческой системы отдельных педагогов по внедрению повышения квалификации. инновационных образовательных -Разработка и использование технологий. эффективной системы мотивации неготовность молодых включения педагогов в специалистов работать в селе. инновационные процессы. - недостаточная инициатива участия - Психолого-педагогическое и в различных конкурсных методическое сопровождение мероприятиях педагогов с недостаточной непонимание отдельными коммуникативной компетентностью педагогами …… Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для Систематический анализ реализации направлений, достаточности ресурсной базы для подпрограмм и мероприятий реализации всех компонентов Программы; Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273, СанПиНов и другим нормативноправовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса. 2. Оснащение 100% кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 80 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. 4. 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 85 % педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 50 % педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 50% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. 80 % учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. не менее 100 % родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). 16.Процент обеспеченности учебного плана рабочими учебными программами, соответствующими новому образовательному стандарту 100% 17.Процент охвата будущих первоклассников предшкольным образованием 80% . VII. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы. VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Все годы МКОУ «Шовкринская ШООШ» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО.