Положение об ООП (15) (2) (pdf.io)

СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете МКОУ «Шовкринская ООШ»
протокол от 15.03.2021 г. № 3
УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ

«Шовкринская ООШ»

Какваева А..М. Приказ № 25 « 23 » марта 2021 года

ПОЛОЖЕНИЕ
Об Основной образовательной программе начального
общего образования (ФГОС НОО)
И

Основной образовательной программе основного
общего образования
(ФГОС ООО)

1

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст.12; федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 06.10.2009
года № 373), федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17.12.2010 года № 1897); Уставом
общеобразовательного учреждения.
1.2 Основные образовательные программы начального общего и основного общего
образования являются частью образовательной программы школы и дополняют ее в части
выполнения федерального государственного образовательного стандарта.
1.3 Основная образовательная программа школы (далее ООП) определяет содержание
образования и организацию образовательного процесса в школе.
1.4 ООП направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы
для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1.5 ООП разработана на основе примерных основных образовательных программ НОО и
ООО образования.
1.6 ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса. Обязательная часть ООП НОО составляет 80 %, часть,
формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема ООП
НОО. Обязательная часть ООП ООО составляет 70 %, часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 30 % от общего объема ООП ООО.
1.7 ООП учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные
потребности и запросы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных
представителей), общественности и социума.
1.8 ООП обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения ООП в
соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным
образовательным стандартом.
1.9 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательная программа
разрабатывается, утверждается и реализуется образовательным учреждением
самостоятельно.
1.10 Образовательная программа общеобразовательного учреждения рассматривается
педагогическим советом школы после обсуждения ее педагогическим коллективом и
родительским сообществом и утверждается директором.
2. Структура Основной образовательной программы.
Целевой раздел:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Содержательный раздел:
1. Программа формирования универсальных учебных действий.
2

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
НОО.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
5. Программа коррекционной работы
Организационный раздел:
1. Учебный план;
2. План внеурочной деятельности;
3. Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандарта.
Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации основной
образовательной программы , конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС
к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы ; 2) общую характеристику основной образовательной программы ; 3)
принципы и подходы к реализации основной образовательной программы ; 4) описание
условий, созданных в образовательном учреждении для реализации основной
образовательной программы .
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования и основного общего образования должны: 1)
обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения основной образовательной программы ; 2) являться
содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных
предметов, технологии обучения и воспитания, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС; 3) структура и содержание планируемых результатов освоения
основной образовательной программы должны адекватно отражать требования ФГОС,
передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным
возможностям обучающихся; 4) планируемые результаты, описывающие цели,
характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала
(«Выпускник научится»), по годам обучения, а также в отношении знаний, умений и
навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения предмета.
Учебный план начального общего образования и основного общего
образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы начального общего образования и
основного общего образования определяет образовательное учреждение.
3

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством РФ
возможность обучения на государственных языках субъектов РФ и родном (нерусском)
языке, а также возможность их изучения , и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) изучения.Для развития потенциала
обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
на ступени начального общего образования конкретизирует требования к результатам
начального общего образования и дополняет содержание учебно-воспитательных
программ. Программа формирования УУД должна: 1) устанавливать ценностные
ориентиры начального общего образования; 2) выявлять связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов; 3) определять характеристики личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
обучающихся; 4) определять условия, обеспечивающие преемственность программы
формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от
дошкольного к начальному и основному общему образованию; 5) перечень типовых задач
для оценки сформированное™ универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и
разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной
образовательной программы ; программ формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную
записку, в которой конкретизируются общие цели НОО (ООО) с учётом специфики
учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3)
описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание
учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса. Рабочие программы составляются преподавателями
образовательного учреждения на основе программ отдельных учебных предметов, курсов
ООП НОО и ООО образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение
духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой программы должны
быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества. Программа должна содержать: 1) перечень планируемых
результатов воспитания - формируемых ценностей ориентации, социальных компетенций,
моделей поведения младших школьников; 2) рекомендации по организации и текущему
педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности,
4

направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; 3) рекомендации по
ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран по формированию у
обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций
общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в
самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; 4) рекомендации по
развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; 5) рекомендации по
формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром,
воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать: 1) пробуждение в детях желания
заботиться о своём здоровье; 2) формирование установки на использование здорового
питания; 3) использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом; 4) применение рекомендованного врачами режима дня;
5) формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания); 6) становление навыков противостояния
вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и
сильнодействующих веществ; 7) формирование потребности ребёнка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на
основе использования навыков личной гигиены. Образовательное учреждение
систематически проводит мониторинг состояния здоровья обучающихся и уровня
сформированности потребности в здоровом образе жизни. Образовательное учреждение
разрабатывает план работы с родителями обучающихся для реализации данного
направления.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать психологопедагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности младших
школьников. Программа коррекционной работы должна содержать: 1) перечень,
содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся; 2) мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы начального общего образования; 3) описание
специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными
потребностями; 4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
5

мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в
области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; 5) планируемые результаты
коррекционной работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования должна ориентировать
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов
начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Система оценки достижения планируемых результатов должна содержать: 1) цели
оценочной деятельности, основные направления, описание объекта, критерии, процедуры
и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценок; 2) комплексный подход к оценке результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов
начального общего образования; 3) оценку динамики учебных достижений обучающихся,
используя наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких
методов оценки как проекты, практические работы, портфолио. самоанализ и самооценка,
наблюдения и другие; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая
оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования).
3. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы
начального общего образования.
3.1 Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию МКОУ «Унчукатлинская СОШ» разрабатывается на
основе данного положения и Примерной образовательной программы образовательного
учреждения.

4. Управление Основной образовательной программой.
4.1 Первый уровень структуры управления ООП представлен коллегиальным органом
управления: педагогическим советом. Решение данного органа является обязательным для
всех педагогов, подразделений и руководителей школы.






Педагогический совет:
- рассматривает систему условий, обеспечивает определение перспектив развития ООП и
способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и их
родителей.
рассматривает ООП и учебный план школы;
рассматривает программы учебных дисциплин и курсов вариативного компонента
учебного плана.
4.2 Директор школы:
утверждает ООП;
6



































утверждает учебный план школы на текущий учебный год;
утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов;
утверждает программы внеурочной деятельности;
обеспечивает стратегическое управление реализацией ООП;
обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных ООП;
создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения ООП;
ежегодно представляет публичный доклад о выполнении ООП, обеспечивает его
размещение на сайте образовательного учреждения.
4.3 Заместитель директора по УВР:
обеспечивают разработку ООП в соответствии с положением;
организуют на основе ООП образовательный процесс;
осуществляют контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения учебных
программ;
обеспечивают итоговый анализ и корректировку ООП;
обеспечивают разработку программ дополнительного образования;
осуществляют организацию занятий по программам дополнительного образования;
обеспечивают контроль и анализ реализации программ дополнительного образования.
обеспечивают проектирование системы воспитательной работы в школе;
осуществляют организацию воспитательной деятельности;
обеспечивают контроль и анализ воспитательной работы.

4.4 Методический совет:
координирует усилия различных подразделений школы по развитию научнометодического обеспечения ООП.
Методический совет призван:
обеспечить целостный анализ реализации ООП;
способствовать определению стратегических приоритетов ООП;
обеспечить разработку и корректировку ООП;
анализировать процесс и результаты внедрения комплексных нововведений в
образовательный процесс;
изучать деятельность методических объединений по реализации ООП.
4.5 Методические объединения:
способствуют совершенствованию методического обеспечения ООП.
Методические объединения учителей осуществляют следующую работу:
проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебнометодического обеспечения;
проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
преподавателями в учебные программы;
рекомендует к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному
усвоению учебных программ.

Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации ООП .
7

Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на
основе сравнения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования и основного общего образования с
результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы и основной школы.

8

Положение о структуре, содержании, порядке разработки и утверждения
основной образовательной программы среднего общего образования
1.Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г., статьи 12, 13), от 17
мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования», а также в соответствии с Уставом
образовательного учреждения и иными нормативно-правовыми актами в области
образования.
1.2 Положение определяет структуру и содержание, порядок разработки и утверждения
основной образовательной программы среднего общего образования муниципального
казенного образовательного учреждения – МКОУ «Унчукатлинская СОШ » (далее –
Школа).
1.3

Под основной образовательной программой среднего общего образования в
настоящем Положении понимается система норм, регламентирующих содержание
и организацию образовательного процесса, обеспечивающих достижение
обучающимися спланированных результатов на уровне среднего общего
образования.

1.4 Основная образовательная программа среднего общего образования Школы является
локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и
механизм реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования в Школе.
1.5 Основная образовательная программа среднего общего образования разрабатывается
МКОУ «Унчукатлинская СОШ» самостоятельно, с учетом образовательных потребностей
и запросов учащихся, их родителей (законных представителей), специфики и
особенностей Школы.
1.6 Разработанная Школой основная образовательная программа среднего общего
образования должна обеспечивать достижение учащимися результатов освоения
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
1.7 Нормативный срок освоения основной образовательной программы определяется
федеральным государственным образовательным стандартом и составляет для среднего
общего образования – 2 года.
2.Структура и содержание основной образовательной программы среднего
общего образования
2.1. Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП
СОО) должна быть преемственной по отношению к основной образовательной программе
основного общего образования.
2.2. Основная образовательная программа разрабатывается с учетом примерной основной
образовательной программы среднего общего образования.
9

2.3. Требования к структуре и содержанию разделов ООП СОО определяются
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования.
2.4. Основная образовательная программа среднего общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание
образования общенациональной значимости и составляет 60%, а часть, формируемая
участниками образовательного процесса, - 40% от общего объема основной
образовательной программы.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в ООП СОО
предусматриваются:



учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы учащихся;
внеурочная деятельность.

2.5. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет
Школа.
2.6. Основная образовательная программа среднего общего образования содержит
целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты
реализации основной образовательной программы, а также способы определения
достижения этих целей и результатов и включает:


пояснительную записку;


планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной
программы;

систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и
включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего
образования, включающую формирование компетенций учащихся в области учебноисследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной
деятельности;

программу воспитания и социализации учащихся на уровне среднего общего
образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие,
воспитание учащихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

10

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:

учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов
реализации основной образовательной программы;

план внеурочной деятельности;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии
с требованиями ФГОС.
3.
Порядок разработки, утверждения основной образовательной
программы среднего общего образования и условия их реализации
3.1. Разработка основной образовательной программы осуществляется в соответствии с
настоящим Положением.
3.2. Основные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются директором Школы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных
образовательных программ.
3.3. Основная образовательная программа среднего общего образования разрабатывается
на 2 года.
3.4. Некоторые разделы ООП могут корректироваться по мере необходимости.
Например, раздел «Учебный план» может обновляться ежегодно. Ежегодно должны
вноситься коррективы и по мере включения в образовательный процесс новых программ
и учебников.
3.5. Основная образовательная программа, принимается педагогическим советом,
утверждается директором Школы.
3.6. При реализации образовательной программы используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.7. Освоение образовательных программ учащимися может быть реализовано в сетевой
форме. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения образовательных программ с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную
деятельность. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы
могут участвовать организации культуры, научные организации, медицинские,
физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми
для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и
осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей
образовательной программой.
3.8. Образовательные программы проходят процедуры утверждения и согласования на
педагогическом совете и вводятся в действие приказом директора, о чем имеются
соответствующие отметки на титульном листе программы.
11

3.9. Школа обеспечивает в полном объеме реализацию основных образовательных
программ, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
учащихся.
4.Управление образовательной программой среднего общего образования
4.1. Педагогический совет:


рассматривает основную образовательную программу и учебные планы Школы;


рассматривает программы учебных дисциплин и курсов части учебного плана,
формируемой участниками образовательного процесса.
4.2. Директор Школы:

утверждает
образования;





основную

образовательную

программу

среднего

общего

утверждает учебные планы Школы на текущий учебный год;
утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов;
утверждает программы внеурочной деятельности;
обеспечивает
стратегическое
управление
реализацией
основной

образовательной программой среднего общего образования;

обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных основной образовательной программой
среднего общего образования;

создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения основной образовательной программы;

ежегодно представляет Самоанализ о выполнении основной образовательной
программы среднего общего образования, обеспечивает его размещение на официальном
сайте Школы.
4.3. Заместители директора по УР:

обеспечивают разработку основной образовательной программы среднего общего
образования в соответствии с положением;

организуют на основе образовательной программы образовательный процесс на всех
уровнях среднего общего образования;

осуществляют внутренний контроль и анализ выполнения учебных планов;

обеспечивают итоговый анализ и корректировку основной образовательной
программы;


обеспечивают разработку программ дополнительного образования;



осуществляют организацию занятий по программам
дополнительного образования;
12


обеспечивает контроль и анализ реализации программ дополнительного
образования.
4.4. Заместитель директора по ВР:


обеспечивает проектирование системы воспитательной работы в Школе;




осуществляет организацию воспитательной деятельности;
обеспечивает контроль и анализ воспитательной работы.

4.5. Совещания при директоре повышают квалифицированность и конкретность
управленческих решений администрации Школы по реализации основной
образовательной программы среднего общего образования.
4.6. Методические объединения Школы способствуют совершенствованию
методического обеспечения основной образовательной программы. Методические
объединения учителей осуществляют следующую работу:


проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;



вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных
предметов и учебно-методического обеспечения;


проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
педагогами в учебные программы;


рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;


разрабатывают методические рекомендации для учащихся по эффективному
усвоению учебных программ.
5.
Оценка эффективности
реализации
основной
образовательной программы среднего общего образования
5.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется
на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
5.2. Результаты и эффективность основной образовательной программы обсуждаются на
педагогических советах, заседаниях совещаниях при директоре, методических
объединений.
5.3. Ежегодные итоги реализации отражаются в самообследовании руководителя Школы.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +79896621263

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».